Бaзoвoй oсoбeннoстью тaкoгo дeйствия являeтся твoрeниe oпрeдeлeнныx oбрaзoв, испoльзуя рaзличныe истoчники свeтa, бeз дoпoлнитeльнoй кoмпьютeрнoй oбрaбoтки фoтoснимкa. Фризлaйт прeдстaвляeт сoбoй дoвoльнo тщaтeльнo oбдумaнный прoцeсс фoтoгрaфирoвaния нa длиннoй выдeржкe.
В пoдoбныx случaяx свeт нe тoлькo спoсoбeн пoдсвeчивaть oбъeкт съeмки, a выступaeт кaк основной инструмент. Фризлайтер может «рисовать» с помощью доступного ему источника света те образы, которые могут фиксироваться на фотографиях.
На подобных фотографиях свет от фар быстро движущихся автомобилей способен превратиться в некий цветной шлейф. Каждый, кто видел фотоснимки ночных автомагистралей, выполненные на длинной выдержке, могут наблюдать при этом эффект замороженного света.
В то время такое направление в фотографии получило название «spase drawing». Первым фотографом, кто по-настоящему всерьез заинтересовался эффектом фризлайта, был фотомастер журнала «LIFE» Gjon Mili. Gjon Mili освещал своего друга светом фотовспышки. Первые рисунки с помощью света художник выполнял в своей гончарной мастерской. Он прикреплял различные фонарики к ботинкам спортсменов-конькобежцев. Позже, в 1949 году, Gjon Mili рассказывал о своих экспериментах своему товарищу Пабло Пикассо. В результате этого на фотографиях получались определенные следы в пространстве (в воздухе). Этим творческим тандемом была создана целая серия фотографий. В это время его товарищ рисовал в воздухе. Он очень заинтересовался тем, что услышал, и принял решение непременно попробовать себя в этой области фотоискусства. В этом же году они были напечатаны в журнале «LIFE».
Отсюда следует вывод, что Пабло Пикассо был первым художником, который рисовал осмысленные образы с помощью света.
Фризлайт получил своё активное развитие в 2002 году. Длительное время никто не хотел воспринимать фризлайт как художественный инструмент. Он смог заинтересовать не только фотографов-профессионалов, но и фотолюбителей.
Чтобы не попасть в кадр, лучше всего одеть на себя темную одежду. Как правило, наилучшие фотоснимки получаются, когда свет несколько приглушен, либо в полной темноте. Постарайтесь не попадать на себя фонариком, а также постоянно двигаться перед фотокамерой. При этом одним из необходимых условий успешной фотосъемки является воображение, а также фотокамера, на которой можно настраивать выдержку более 10 секунд и возможность применять соответствующее освещёние. Чтобы выполнять фотоснимки с эффектом фризлайта, не нужна дорогая фотокамера, дорогостоящее оборудование, а также особые навыки. В таких случаях рисовать можно чем угодно (к примеру, зажигалкой, бенгальскими огнями).
Они и способны создавать при этом атмосферу застывшего света. Фризлайт иногда могут называть светографией, люминографией, лайтграффити и светописью. Названий немало, но суть при этом одна, выражающая уникальные световые образы, которые запечатлены на фотоснимке. Популярность тем или иным явлениям приносят не только их последователи, но и количество названий, которыми их нарекают.
Татьяна Козинская