Во второй половине XIX в. возросла динамика жизни, чему способствовала научно-техническая революция, ярко проявилась связь достижений науки и искусства. Начиналась эпоха нового мышления в изобразительном искусстве. Наиболее полно это отразилось в импрессионизме (от фр. impression – впечатление). Его представители стремились естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Это направление зародилось во французской живописи 1860-х гг. Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Эдуар Мане (1832-1883) внесли в живопись непосредственное восприятие жизни, изображали мгновенные ситуации и движения, что создавало неожиданные ракурсы и срезы фигур.
Позже импрессионизм сформировался и в пейзаже: Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830- 1903), Альфред Сислей (1839-1899). Работая на открытом воздухе, живописцы умело передавали все богатство красок природы, создавая тонкие по колориту, наполненные светом и воздухом полотна. Художники этого направления стремились выразить не только то, что они видят, но и как видят. Поэтому импрессионисты особое внимание придавали свету и движению воздушных масс, меняющих формы предметов и передающих динамику окружающего мира.
Текучесть форм и мгновенное движение было воспринято и художниками других стран: в Германии – Макс Либерман (1847 – 1935), в США – Джеймс Уистлер (1834- 1903). Творчество скульптора Огюста Родена (1840-1917) роднит с импрессионизмом энергичная живописная лепка и смелость экспериментов («Мыслитель», «Врата ада»).
В литературе черты этого стиля находят в творчестве норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859-1952), изобразившего бунт личности против обывательской среды (романы «Мистерии», «Пан»). Проза К. Гамсуна нервна, изысканна, динамична и в то же время лирична.
В его произведениях с удивительной психологической точностью воспроизводятся течение обычной жизни, подробности повседневного человеческого существования, каждодневные дела и обязанности героев, их привычки, особенности их характеров. К. Гамсун отмечал, что можно писать обо всем, что окружает обыкновенного человека, но следует оставаться «верным действительности», т. е. не только улавливать ее общий смысл и дух, но и воспроизводить ее подробности в своих произведениях. Эстетизация пороков большого города, признание неодолимости зла присущи поэзии предшественника символизма Шарля Бодлера (1821 – 1867) (сборник «Цветы зла»).
Только оригинальные запчасти КамАЗ поставляет своим официальным дилерам, один из которых – компания Темир-Текс
Но предельная индивидуализация ситуаций не способствовала социальным обобщениям, в связи с чем можно говорить, что это течение было социально апатичным. Импрессионисты своими произведениями обостряли взгляд на мир, а представители другого течения – постимпрессионизма пытались рассказать о мире то, что люди еще не знали. Постимпрессионисты, сохраняя чистоту и звучность цвета, характерные для импрессионистов, стремились создать более условный, но вместе с тем более обобщенный и цельный образ мира.
Художники Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) и Поль Сезанн (1839 – 1906) отображали в искусстве мир собственной души. Искусство постимпрессионизма, показывающее дегуманизацию условий жизни человека, более рассудочно и регламентировано, чем импрессионизм. Постимпрессионистам не было свойственно желание преодолеть средствами искусства социальные противоречия, поэтому не случайно они «бегут от действительности» – либо в экзотику, как Поль Гоген, чье творчество тесно связано с Полинезией, либо в свой собственный внутренний мир, как Ван Гог, написавший множество портретов и автопортретов. Постимпрессионисты повысили интерес не только к декорационно-стилизующим и формальным приемам живописи, но также и к ее философским и символическим аспектам.
Культура XIX в., даже в рамках одной только западной цивилизации, дала миру несколько направлений художественных стилей.